КУРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ -
1)
Вокзал ж.-д. станции "Курск", который находился в

центре Курска на ул. Александра Невского на месте современного здания цирка и был связан ж.-д. веткой с узловой станцией Ямская, на пересечении ж.-д. магистралей "Харьков - Москва" и "Воронеж - Киев". К. ж. в. функционировал до получения Курском статуса адм. центра Курской области в 1934, после чего получил название "Вокзал "Курск-ветка" при городской товарной станции". В здании этого вокзала после 1934 размещалось управление ж. д. и городские кассы предварительной продажи ж.-д. билетов. Вокзал "Курск-ветка" был снесен в 1968.
2) Вокзал узловой ж.-д. станции, стоящей на пересечении ж.-д. магистралей "Харьков - Москва" и "Воронеж - Киев". До 1934 - вокзал ж.-д. станции Ямская, после 1934 - ж.-д. станции Курск. Это здание К. ж. в. было разрушено немецкой авиацией во время ВОВ летом 1943. Взамен него рядом было построено новое, открытое 12 августа 1952 (автор - архитектор И. Г.
Явейн) и функционирующее до настоящего времени.

Новый К. ж. в. представляет собой вокзал-памятник курянам-железнодорожникам - участникам битвы на Курской дуге. Наружные стены здания облицованы цветной штукатуркой с белокаменными скульптурными вставками фигур железнодорожника, солдата, партизана, рабочего, крестьянина и др. Помещение вокзала содержит центральный круглый вестибюль и 4 боковых зала, один из которых является кассовым, в другом размещён ресторан, а третий и четвёртый являются залами ожидания. Один из залов ожидания имеет скульптурное оформление, посвященное победе советских войск на Курской дуге: огромный барельеф "Карта Курской битвы" и скульптура воина. Второй зал ожидания, а также вестибюли вокзала длительное время были украшены живописными полотнами курских художников, посвящёнными отдельным эпизодам Курской битвы и жизни современного Курска. На стенах здания установлены мемориальные доски, посвящённые подвигу курских железнодорожников в годы
Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. В 1988 - 1995 была произведена реконструкция внутренних интерьеров К. ж.-д. в., сооружены удлинённые платформы, рассчитанные на приём ж.-д. составов в 32 пассажирских вагона, продлён туннель к двум новым платформам пригородного сообщения.
3) Один из ж.-д. вокзалов Москвы, от которого отправляются пассажирские поезда в сторону Курска и Нижнего Новгорода. Находится в средней части ул. Чкалова, входящей в Садовое кольцо Москвы. Нынешнее здание вокзала было построено в 1972 по проекту коллектива архитекторов, возглавляемого Г. Волошиновым. Зодчие очень бережно подошли к работе своих предшественников и включили в новое здание помещения с колоннадой и богатой лепкой старого вокзала, построенного в 1896 Н. Орловым и реконструированного в 1938 тем же Г. Волошиновым. Для здания современного вокзала характерны ясность, логичность и целостность. Впечатляют стеклянные витражи, обращённые к привокзальной площади, оригинальная складчатая кровля, девятиметровый козырёк, защищающий пассажиров от дождя и снега. Это самый крупный в Москве железнодорожный вокзал. В его помещениях одновременно может находиться 11 тыс. человек. До 1991 ежесуточно вокзал принимал и отправлял 70 пар поездов дальнего следования и 304 пары пригородных электропоездов.